Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам. Этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. Вначале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».
2 месяца — гуление усложняется с включением согласных звуков — «гу» или «бу», «эы».
2-3 месяца — нечеткое бормотание: «аа», «га», «ги», «кхы».
4 месяца — протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы».
В 5-6 месяцев — лепет. Отдельные звуковые сочетания: «на», «ка», «га». Развивается понимание речи окружающих.
В 7-8 месяцев — ясно выражен лепет, слоги типа: «ба-ба», «да-да». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба».
К концу года появляются целые слова типа «мама», «папа», «дядя». Ребенок четко произносит гласные: «а», «о», «у», согласные: «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов.
Первые слова у девочек — в 8-9 месяцев, у мальчиков — в 11-12 месяцев.
До начала развернутой речи ребенок понимает 50-100 слов.
Рекомендации:
В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять малыша слушать и произносить звуки в целях укрепления речевых органов, а позднее развивать понимание речи.
В целях развития слуха необходимо повторять вслед за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушки, обязательно надо называть их. Одевая и купая ребенка, следует называть части тела, сопровождая свои действия словами.
Наряду с облегченными словами типа «тик-так», «тук-тук», «мяу» необходимо называть полные слова, обозначающие предметы.
2-й год жизни
Ребенок активно подражает речи взрослых. Знает названия многих предметов, движений («сядь», «возьми», «отнеси»). К 1,5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и». Многие из согласных произносит смягченно («дай» — «дяй»). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «мяу», «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).
Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Активный словарь к 2-м годам составляет 400 слов. Усваивается речевая интонация. В многосложных словах ребенок пропускает слоги, заменяя одни звуки другими («маина» — машина, «апипед» — велосипед).
К 1,5 годам ребенок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов, к концу 2-х 3-5 слов. В это время он начинает различать единственное и множественное числа. Слова ставит в правильных падежах и глаголах.
Рекомендации:
Необходимо развивать стремление у ребенка к разговору с окружающими, добиваться отчетливого произнесения им гласных звуков, обращать внимание на твердость произношения согласных звуков, пополнять словарь ребенка, отвечая на вопрос «что это?».
3-й год
С 2-летнего возраста речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «корова»), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»).
Словарный запас достигает 1000-1200 слов. Ребенок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?».
Для речи характерна общая смягченность. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» — жук, «сяпка» — шапка, «сенок» — щенок, «тясы» — часы. Твердые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» — санки, «зяйка» — зайка.
У части детей твердые свистящие уже сформированы, согласные «р»/»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «й» («ыба» — рыба, «ябоко» — яблоко, «мей» — мел).
Рекомендации:
По-прежнему необходимо постоянное внимание взрослых. Помогать ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Учить правильно строить предложения.
Необходимо удовлетворять любознательность ребенка, помогать ему в правильном формировании звуковой стороны речи, уметь пользоваться силой голоса, темпом речи, интонацией, приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать их на слух при разном звучании, определять их место, укреплять артикуляционный аппарат гимнастикой (дуть в трубочку, кучерское «тпру», подражать животным).
4-й год
Активный словарь — 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения.
Растет его интерес к звучащему слову, к «устройству» речи. Он начинает создавать новые слова: «копатка» (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов («Почему слона зовут слоном?»).
Звукопроизношение ребенка еще не всегда внятное и отчетливое. Произнося слова, он нередко опускает отдельные звуки, особенно при стечении согласных («пигвин» — пингвин), заменяет одни звуки другими («лакета» — ракета). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.
Рекомендации:
Углублять знания детей о предметах: цвет, форма, величина, обобщающие понятия (платье, шарф, куртка — все это одежда).
Работу над звуковой стороной речи следует вести в 2-х направлениях:
- развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости, интонационной выразительности);
- совершенствование произношения.
Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата.
Необходимо учить ребенка управлять силой голоса, темпом речи, различать громкость речи окружающих.
Особенно внимательно нужно относиться к ребенку, речь которого чрезмерно ускорена. Она нередко является предвестником заикания.
Слова, произнесенные ребенком неправильно, повторять не следует.
Вся работа должна проводиться настойчиво, но обязательно в спокойном и дружелюбном тоне.
5-й год
В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.
В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь — 3000 слов.
У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Отмечается чрезмерная «увлеченность» новыми звуками: «жамок» (замок), «жвеждочка» (звездочка), «рампочка» (лампочка). Многие начинают верно произносить шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «рь», «л».
Рекомендации:
Ребенку в доступной форме следует объяснять все, что его интересует.
Учить выделять в картинке главное и второстепенное, сравнивать предметы.
Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.
Следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова. Продолжать знакомство с новыми словами.
Учить различать сходные звуки: «ш» и «ж», «с» и «ш», «з» и «ж», «щ» и «ч», «с» и «щ», «л» и «р».
Продолжать тренировку речевого дыхания. Вырабатывать умение произносить слова и фразы с различной громкостью, интонацией, в определенном темпе, научить пользоваться логическими ударениями.
Учить пересказывать сказки, рассказы, разучивать стихи, песни.
Учитель-логопед
Ландырева Т.П.